Технологии меняют рынок развлечений. Управляющий партнер фонда FunCubator Виктор Захарченко рассказывает о ключевых трендах, которые будут влиять на ваш с нами цифровой отдых.

Примерно год назад мы, шутки ради (на самом деле да), решили написать пост о том, какие тренды будут определять технологичные развлечения в 2018 году. Получился текст (Тренды в FunTech. Эпизод 2018), который вызвал массу отзывов и, в конечном итоге, сфокусировал нас в работе по поиску стартапов.

Мы системно стараемся отслеживать тренды в FunTech потому как уверены, что грядут изменения. Инвестиционный тезис FunCubator звучит так: Масштабируемые проекты, которые меняют свою сферу рынка развлечений, предлагая эмоциональные переживания принципиально нового качества.

Каждый год мы начинаем с анализа нескольких десятков отчетов и прогнозов. Всегда в шелухе гаданий находится что-то вкусное и действительно новое. В 2018-м мы наткнулись на красивый термин Leisure Economy, "экономика свободного времени". Она растет. Вот что будет влиять на нее в 2019 году, на наш взгляд.

Поехали.

1. eSports. Спорт курильщика

Сразу зададим серьезный тон нашим изысканиям и сошлемся на исследование PwC. Согласно ему к 2022 году eSports как сегмент рынка развлечений будет расти быстрее других, с темпами 25,5% "год к году".

Маленький нюанс: расти "от пола" всегда проще. eSports - а мы поддерживаем именно такое написание, в пику всем киберспортсменам - все еще маленький. Но дерзкий. Идеальное сочетание для венчурного инвестирования. Может, слишком маленький? ТОП-1 стример Ninja зарабатывает от $400,000 до $500,000.

Что будет:

  • Новые форматы коммьюнити (Caffeine)
  • Мобильный eSports (Supercell)
  • Популярность Premium passes
  • eSports venue - компьютерные клубы "здорового человека"
  • Падение позиций ЮВА в eSports
  • Стримеры как новые digital селебрити
  • Звезды eSports в рекламе
  • Рост зарплат и выход "агентов"

2. Музыка. Звуки нового формата

Quartz пишут о том, что длина песен современных популярных музыкантов становится все меньше с каждым альбомом. Spotify (и другие стриминговые платформы) настолько поменяли бизнес-модель, что сейчас выгоднее выпускать больше треков меньшей длины. Чистая математика.

Меняется не только это. Мы уже вступили в эпоху новой дистрибуции, где мэйджорам все сложнее управлять спросом. Но и это не так революционно как факт того, что новая музыка не нуждается... в музыкантах. AI не просто умеет создавать, но еще и подстраивает контент под контекст потребителя. "Кожаные мешки" больше никому не нужны.

Что будет:

  • Дистрибуция через платформы, а не через мэйджоров. Instagram-лейблы
  • Генеративная музыка
  • Функциональная музыка
  • Подкасты
  • Ниши

3. Gaming. Блокбастеры, которые мы заслужили

По оценкам Newzoo, в 2018-м объем рынка видео-игр составил $115,8 млрд.(+$22,1 млрд. по сравнению с 2017-м). Вы тоже убили несколько часов (дней?) на RDR2. И это только начало. Вчерашние школьники выросли. Вместо кинотеатра и клуба они несут свои деньги в Netflix и в консоли. На последнем CES ребята из Sony рассказали, что продали 91,6М PlayStation 4, и сейчас месячная аудитория на всех платформах PlayStation - 90М человек.

Растет не только«буржуазия»в лице ААА-тайтлов. Гиперказуал, игры "проще некуда", тоже нашли свое место в экосистеме и, например, собрали на WeChat полмиллиарда пользователей.

Netflix уже давали красивую цитату про то, что их главный конкурент - сон. Ан нет, теперь на пятки им наступает гейминг. Ведь вы же не думали, что Bandersnatch в рамках "Черного зеркала" - это просто эксперимент с форматами? Интерактивность в сериале - способ сдержать конкурента в виде игр и перенести на экран сторителинговые приключения (см. то, что делает Telltale Games).

Что будет:

  • Игровые блокбастеры
  • Сторы везде (Discord, Epic Games)
  • Discord
  • Игровые облака (NVIDIA, Amazon)
  • Интерактивное кино и шанс для резкого роста VR
  • Китайский Steam
  • Китайский Fortnite
  • Hypercasual games

4. Online vs. Offline. Никто не сможет спать спокойно

Бенедикт Эванс, партнер Andreessen Horowitz, в своем ежегодном докладе красиво подвел нас к осознанию момента. Период "начала" закончился. Теперь онлайн не сам по себе, не виртуальный мир для маргиналов. Теперь он часть общей Вселенной. Для нас, живущих в Сети, это отнюдь не новость. Новость лишь в том, что онлайн сейчас активно меняет процессы, ранее спокойно существовавшие в офлайне.

ТВ прошло точку невозврата и ушло в Сеть. Такси, доставка еды… Развлечений это тоже касается. Все чаще человек выбирает для развлечений онлайн вместо похода в клуб (Instagram), визита в кино (Netflix) или игры с друзьями в карты(PokerStars). В конце концов, любой отдых без информирования об этом всех через соцсети - уже неполноценный. Все равно что сделать пробежку и не запостить об этом в Facebook.

Скажете: "Спасибо, кэп"? Да ладно, сдвиг просто тектонический. О нем нельзя не говорить!

Что будет:

  • Все развлечения офлайн теперь под прицелом онлайна
  • Соперничество спорта и eSports как медиа-продуктов
  • Чего вы ждете? Выбрасывайте это старье

5. TikTok vs. Instagram. Video first? Video only!

В октябре 2018 года самой дорогой непубличной технологической компанией в мире стала китайская Bytedance. $75 миллиардов. Они убили Musical.ly во славу TikTok. Видеоклипы TikTok - это 9% от глобального времени китайцев в онлайне.

Не надо искать ответ на вопрос: "Станет ли TikTok убийцей Facebook?" Это уже не так важно как ответ на вопрос: "Убьет ли TikTok Instagram?" Вы сами вольны расставить в этом вопросе акценты - кто кого. Мы не просто в video-first. Мы уже в video-only. Facebook выполнил свою миссию плацдарма и останется умирать под грузом пост-правды. Общее время использования Facebook в прошлом году снизилось почти на 50 млн часов в день. Виной тому алгоритмическая лента.

Новая битва будет в визуальном поле. ByteDance - еще один игрок на рынке поглощений. Теперь он съедает конкурентов, перегревая ценник за стартапы. Из Китая в остальной мир идет не только TikTok, но и с десяток других сервисов размером аудитории поменьше, созданных за последние два года. Они давно перестали быть локальными и успешно покоряют, например, Индию.

Что будет:

  • Китай наступает не только в технологиях (AI), но и в развлечениях
  • Instagram станет новым Facebook
  • WhatsApp живее всех живых

6. Коллективное потребление. Снова вместе, снова рядом

В 2018 году взошла (и угасла?) звезда HQ Trivia. Как ее только не называли, но чаще всего - "новым телевидением". Сейчас у продукта, тоннами сжигавшего деньги на призах, не лучшие времена. Клоны тоже не могут похвастаться стабильным ростом. Но сама идея коллективных развлечений стала активным трендом.

Пионером здесь остается все еще мощный Facebook который отчитался об успехах Watch по итогам года. Месячная аудитория Facebook Watch(через3 месяца после старта), которая проводит за просмотром видео более одной минуты в день, составляет 400 млн человек, ежедневная — 75 млн.

Надо сказать, что в FunCorp (нашей головной компании) ценность коллективного потребления мемов уже давно используют для вовлечения аудитории.

Что будет:

  • Facebook Watch
  • HQ Trivia 2.0
  • VR Chat 2.0
  • Коллективный онлайн, кооперативные игры в духе Reddit

7. Voice assistant. Шоу "Голос"

CES в 2018 году был полем битвы голосовых ассистентов. Пока их пытались запрятать в более широком рынке IoT, Алисы и Алексы залезали во все щели. Буквально, голосовые ассистенты проникли во множество девайсов. Alexa живет на 20 тысячах разных устройств, для которых создано более 40 тысяч "навыков".

Но что Америка, смотрите на Китай, где DuerOS AI от Baidu установлен на более чем 100 млн девайсов. И как венец рейтинга - Google Assistant с его 400 млн устройств по всему миру.

Теперь можно "разговаривать" с чем угодно. Растет гигантская платформа для развлечений, за которые люди готовы платить. Amazon не даст соврать: американские пользователи Echo тратят $1700 в год на покупки, тогда как клиенты “без колонки” - только $1000.

Что будет:

  • Голосовые ассистенты внутри телевизора
  • Интерактивные развлечения оффлайн (интеллектуальные игры)
  • VA как замена "ведущего"
  • Голосовые ин-апы
  • VA в Edutainment
  • Китайский рынок

8. ОТТ. Ручейки и потоки

Люди окончательно привыкли платить за контент, который им доставляют ОТТ. Netflix изменил ландшафт дистрибуции, делая ставку на свое кино, чтобы не платить 100М за аренду "каких-то там "Друзей"" в угоду своей аудитории. И плевать, что их база лицензированого кино окупится через 140 лет. Биржа пока относится к ним столь же стоически как к Amazon в период его больших убытков. Растет - и ладно.

Netflix на iOS в 2018 году - это $790 млн. выручки. Кто на втором месте по доходности? Tencent Video ($490 млн.)! Не стоит думать, что здесь монополия. У Netflix как раз все будет очень сложно. Сколько бы миллиардов они сейчас не положили в свой контент - люди все еще смотрят у них "классику", которую почуявшие кровь издатели норовят вытащить и переупаковать в свои ОТТ. В этом сегменте будет очень жарко. Так же жарко как в нише дистрибуции спортивного контента.

Что будет:

  • Hulu растет
  • Apple и Disney запускаются с большими ресурсами
  • FuboTV и DAZN покрывают спорт
  • ESPN пытается не упустить eSports
  • Миграция контента к правообладателям
  • Pay per view за чемпионат по квиддичу
  • Bandersnatch клоны

9. VR в порно. Руки дошли

Вы реально думали, что мы обойдемся без PornTech? Технологиям VR для массового прорыва в В2С не хватает всего двух вещей: киллер-девайса и киллер-продукта. Поверим в то, что Oculus таки закроет вопрос с первым. За второе могут взяться производители и дистрибьюторы контента для взрослых. Хотя, "будущее время" уже не актуально. Посмотрите на трафик в VR. Какие запросы самые популярные, какие сайты собирают наибольшую аудиторию?

Хотите вы того или нет, но порно в который раз может стать драйвером прорыва, как это уже было с баннерообменом и платежными системами.

Что будет:

  • Стриминг взрослого контента в VR
  • Технологии удаленного взаимодействия
  • WebCam 2.0
  • Deepfakes в VR

10. SilverTech. Старикам здесь место

Обязательно прочтите отчет уважаемого фонда Mangrove Capital Partners о таком явлении как SilverTech. Суть его в том, что новые старики - это не то же самое что старые старики. Старики 2.0 более активны (успехи медицины) и у них много сил, времени и денег для развлечений. Этот новый пользовательский класс формируется прямо у нас на глазах с удлинением среднего срока жизни.

Что будет:

  • Цифровые развлечения для 60-70-летних
  • Стык оффлайна и онлайна
  • Миграция оффлайновых развлечений в онлайн

11. AI и ML. Персонализация всего

Что за отчет о трендах, в котором нет абзаца про AI?! Хотя стоп, мы же писали о китайцах выше. Для AI и ML только наступает золотое время. Не тешьте себя иллюзией, что завтра "умный мозг" все проанализирует и даст результат. Анализировать пока нечего. Учатся системы на лету. Но прямо сейчас создание новых, удобных данных нарастает с гигантской скоростью. Совсем скоро аппетит обучаемых систем будет удовлетворен - и тогда все вокруг станет максимально персонализированным.

Данные будут собирать чайник, дверной звонок и ошейник вашей собаки. Лишь бы во благо. Тренд коснется и развлечений, которые станут более персонализированными - от выдачи в Tinder до уникальной, созданной именно под ваш психотип концовки "Настоящего детектива".

Что будет:

  • Много новых данных, провайдеры и агрегаторы
  • Персонализированный контент
  • Персонализация в реальном времени

12. Privacy. Не та приватность

Пока вы стекаете по стенке от перспектив тотальной слежки - спешим успокоить или даже напугать. Сбор данных будет активно спотыкаться в ближайшее время о вопросы приватности. Что важнее, этот тренд в головах самих пользователей, а не в рекламе от гигантов. Блокировщики рекламы, VPNs, задвижки для камер, шифрование и менеджеры паролей - все это стало явью.

Первые штрафы на сотни миллионов долларов в связи с GDPR, вынос Facebook в Конгрессе - это только начало. Работу с приватностью ждет период "охоты на ведьм" или если хотите - период вычерпывания ложкой воды из тонущего корабля. И это точно повлияет на сферу развлечений. И вообще, почитайте "Сферу". В книге, как минимум, Facebook уже умер.

Что будет:

  • Расцвет сервисов с полной анонимностью
  • Расцвет сервисов с полной публичностью

Невошедшее

Еще пять трендов, которые мы сознательно не включили в список:

  1. 5G - потому что рано
  2. VR - потому что хайп спало и надо найти В2С
  3. AR - потому что ждем новый девайс от Apple
  4. Мобильные игры - потому что продажи телефонов падают и рынок не растет
  5. Блокчейн - потому что надо очиститься