Тренды в FunTech. Эпизод 2018

FunCubator изучил отчеты крупнейших исследовательских компаний, послушал футурологов и футуристов, включил мозги и описал те тренды, которые будут влиять на FunTech в 2018 году.

Так видят технологические тренды в Gartner. Мы не Gartner, ничего серьезного.

1. Революции не будет (Блокчейн)

Революции блокчейна не случилось. Расходимся. Биткойн пошел вниз к своим реальным значениям, а органично использовать возможности блокчейна и правильно понимать его проблемы (а они есть!) так пока никто и не научился.

Блокчейна в FunTech в 2018 году будет тоже много. Но революции, радикальной смены парадигмы снова не случится. Агрегаторы UGC видят в блокчейне возможность построения экономики без «чужих» денег. Но время диких ICO прошло. Получится далеко не у всех. Спросите у MDK.

Блокчейн может появиться в продуктах, которые уже доказали ценность для пользователя. И только там, где он уместен. Как в "Телеграме". FunTech-проекты, у которых нет продукта и внутренней ценности, а есть только криптовалюта, больше никому не нужны. Сообщество вокруг идеи “давайте спекулировать и майнить” построить в 2018 году будет еще сложнее.

  • Блокчейн как базис для внутренней многопользовательской экономики
  • Блокчейн при передаче контента (авторские права, монетизация)
  • Возврат от ICO к классическому привлечению средств
  • Блокчейн в состоявшихся проектах

2. Из каждого чайника (Искусственный Интеллект)

Вы тоже называете куски кода (довольно умного кода, надо сказать) искусственным интеллектом? Да бросьте! Машина научилась играть в шахматы и Го так, что ученые в шоке? Это большая, но все равно ограниченная задача.

Не ждите что в 2018 машины станут автономными. Они будут все лучше создавать контент, будут управлять автомобилями и регулировать рекламные аукционы. Но пока их программирует человек - машина останется зависимой прислугой. Следите за теми историями когда ИИ обучает другой ИИ - именно там родится SkyNet.

В 2018 продолжится гонка под названием «AI в каждом чайнике». Уже выпустили модели телефонов с поддержкой нейросетей Apple и Huawei. Китай и США будут сражаться в «войне чипов» (без дэйлов). NVIDIA не может спать спокойно. В июле китайцы объявили, что к 2030 году намерены стать лидером рынка. На уровне правительства поддерживается проект по созданию процессора в 20 раз эффективнее NVIDIA. Не забывайте и про Intel, который прикупил за 16,7 млрд производителя чипов Altera.

В FunTech ИИ ждет непаханое поле из данных. Да, собранная ранее информация часто оказывается непригодной к извлечению чего-то полезного. Но уж в 2017 «правильных» данных собрали столько, что хоть выпускай по Prisma каждую неделю. Ожидаем много стартапов, которые будут из этих завалов собирать новые контентные паззлы.

Самое интересное будет в обработке видео. Очень привлекательно выглядит челенндж обрабатывать видео в realtime.

  • FunTech - одна из ключевых областей применения AI
  • Генерация контента при помощи AI
  • Рекомендация контента при помощи AI
  • Обработка данных AI прямо на устройстве пользователя

3. Бегство от реальности (VR)

У виртуальной реальности все будет хорошо. Преодолев пик хайпа, технология вышла на уровень постоянного развития. Oculus все лучше, Magic Leap существует. Устройства становятся все более доступными, графика все более красочной. Правда, голова пока еще болит (в прямом смысле слова) от виртуальности. Но к велосипеду тоже человек долго привыкал после лошади.

Все почти так. Но на самом деле нет. Контента все еще мало из-за дороговизны производства. Гарнитуры все еще похожи на комплекты «Охотников за привидениями« и стоят недешево.

К счастью, ситуация меняется. Skyrim и Fallout 4 уже вполне себе игральные в VR. Девайсов становится больше, падает цена на них. В 2018 году вы все чаще будет слышать об иммерсивной виртуальной реальности с полным погружением, с воздействием на эмоции и на органы чувств. Все-таки, все будет хорошо. Обязательно сходите на новый фильм Спилберга!

  • Недорогие гарнитуры
  • VR как среда потребления и создания контента
  • Новые уникальные игровые тайтлы
  • Адаптация популярных тайтлов
  • Новые механики иммерсивного вовлечения
  • Контент в формате 360°
  • Коммуникации в VR
  • VR-парки разных форм в оффлайне

4. Слегка дополненная реальность (AR)

Pokemon Go гремел еще в 2016 году. С тех пор ничего более интересного в AR пока так и не появилось. Ни выход ARKit, ни последующий релиз ARCOre так и не вывел дополненную реальность из статуса игрушки.

А нам этого и надо! Человечество продолжит искать в FunTech применение этой технологии. Некоторые эксперты даже говорят, что у AR перспективы выше чем у VR. Но то перспективы, а 2018-й, например, может стать годом голограмм.

  • Новые девайсы (стандарт для смартфонов)
  • Улучшение качества контента
  • Гео-локационный контент

5. Алиса, голос! (Голосовые ассистенты)

Главной темой CES стало соперничество голосовых ассистентов от Amazon и Google. Вырвавшийся было вперед Безос теперь прочувствовал всю мощь и умение Google быть платформой.

Учитывая новый всплеск интереса (читай - попытку оживить) к Интернету вещей - ожидайте говорящих с вами утюгов и чайников. Они будут постоянно в Сети, привыкайте.

В ближайшие пять лет в сферу интернета вещей закопают более 6 триллионов долларов (BI Intelligence). А это десятки, сотни тысяч новых устройств, которые помимо прочего будут «общаться между собой».

  • Контент для голосовых помощников
  • Распознавание голоса
  • Добавление Tech к классическим игрушкам и предметам развлечения
  • FunTech на пересечении нескольких устройств

6. Выключите телевизор (ТВ мигрирует в онлайн)

Играли в HQ Trivia? Говорят, это новый «телевизор». Телевизор, в котором во время просмотра зрители могут взаимодействовать между собой риалтайм - прямо как вещи в интернете вещей.
Массовое общение (все со всеми), форумы новой формы - тренд наступившего года.

Но не ждите, что телеканалы настолько глупы и будут молча созерцать процесс. Они его возглавят! У них куча денег, они не хотят терять свои бюджеты и охваты. Если кто пропустил, то телеканалы за последнее время дружно выпустили свои приложения и адаптировали контент для них.

  • Новые механики коммуникации
  • Постоянный онлайн
  • Перенос в онлайн классических телевизионных механик
  • Поглощения стартапов телеканалами
  • Псевдо-телевизионный контент для онлайна

7. Подпишите вот здесь, пожалуйста! (Подписка)

Volvo запускает пилотный проект с автомобилями по подписке. А стартап по продаже лезвий для бритья еще несколько лет назад продали (купили) за 1 млрд. долларов. Подписка становится стандартом по умолчанию. В потреблении предметов первой необходимости (вот ваша месячная партия носков, сэр) и цифрового контента (заплати и читай любимые комиксы) подписка выходит на первый план. В стратегиях венчурных фондов на 2018 год стартапы с этой моделью идут с повышенным вниманием.

Люди привыкают платить за контент. Гремучая смесь из усложнения доступа к пиратскому контенту, упрощения платежей, изменения привычек (больше доверяют интернет-платежам) и технологических сдвигов (Smart TV) проламывает стены. В США
https://roem.ru/03-04-2017/246590/users-started-to-pay/ и в России
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/09/20/734541-dohodi-onlain-kinoteatrov.

  • Подписка как основная бизнес-модель
  • Подписка в категориях где доминировали платежи

8. Корпорации монстров (Большие компании)

Крупнейшие технологические корпорации станут еще могущественнее. Этому поможет налоговая реформа в США, на которую уже откликнулся Apple, пообещав вернуть из офшоров более 300 млрд долларов. Они будут поглощать, наследуя стратегию Facebook - убивать конкурентов в зародыше.

Внезапно окрепший Microsoft тоже будет активным игроком на рынке. Все мелкие компании будут стремиться стать «платформой» (это повышает их цену и удержание рынка), стандартом. И FunTech все это тоже касается.

  • Рост количество инвестиций и поглощений от гигантов рынка
  • Возросший чек
  • Выжигание поляны конкурентов

9. На тоненького (Ниши)

Большие станут еще больше. И потому проиграют. Потому что не смогут уже быть маленькими и удовлетворять категории пользователей. Потребитель устал от того, что он часть какого-то безразмерного социума, который потребляет все в рамках единых фреймворков.

Человеку плевать на глобализацию. Он ждет, что технологии качественно решат именно его проблему, не пытаясь найти миллион таких же пользователей. Локальные чаты перерастут в локальные сервисы, для которых Facebook попробует стать платформой - как минимум авторизации. Человек четко разделит внимание на «новый телевизор» (массовые сервисы) и свое уютное пространство.

  • Нишевые продукты без амбиций роста
  • Платформы для глубокой кастомизации
  • Микро-коммьюнити
  • Новые формы анонимности

10. Контент снова король

Все платформы гонятся за уникальным контентом, предлагают авторам все новые возможности монетизации. Особенно в области видео, но не только. Вот вам примеры списком: Яндекс.Дзен, новый редактор VK, прогнозируемые подписки в Телеграме и facebook, реалтайм-шоу в Твиттере.

  • За классный контент будут платить
  • Платформы будут бороться за авторов
  • Video first уже наступило: просто неравномерно распределено.

11. Что-то еще…

Мы не знаем. Честно. Это же FunTech!