Почему важные технологии сначала выглядят как игрушки

В 2010 году Крис Диксон (сейчас партнер a16z) cформулировал красивую мысль: все важные новые тренды сначала воспринимаются как развлечение. Технологии опережают реальные потребности, и люди склонны недооценивать, как быстро технологии могут развиваться, если ими занимается достаточно много фанатов.

В недавнем видео Диксон иллюстрирует эту мысль на примере телефона, который сначала посчитали бесполезным по сравнению с телеграфом. Так было не только с телефоном: сооснователь 20 Century Fox считал, что людям быстро надоест смотреть телевизор, а Стив Джобс не верил в 2003-м, что люди будут слушать музыку по подписке.

Морган Хаусел из Collaborative Fund формулирует 9 степеней отношения общества к новым технологиям:

  1. Никогда не слышал об этом.
  2. Слышал, но не понимаю, что это.
  3. Понимаю, но не вижу, чем это может быть полезно.
  4. Возможно, это интересно богатым, но не мне.
  5. Использую это, но лишь как игрушку.
  6. Вижу, чем это может быть мне полезно.
  7. Использую это постоянно.
  8. Не представляю жизни без этого.
  9. Серьезно, люди когда-то жили без этого?

Некоторые технологии, вроде дополненной и виртуальной реальности, очевидно находятся где-то на 4-5 стадии. Многие из них - уже годы и десятки лет. Но на стадии 6 заниматься технологией обычно уже поздно, поэтому все новые проекты пытаются найти все новые и новые подходы, развивая свою область с самых разных сторон.

Кстати, Крис Диксон в полном соответствии с заветами Насима Талеба подтвердил слова делом: в мае 2017-го он участвовал со стороны a16z в раунде размером $500M для Improbable, платформы для создания миров в виртуальной реальности.

При этом технология не обязана быть сложной - и в целом, даже не обязана быть в чистом виде технологией. Скорее здесь речь про любую новую идею. Facebook начинался с развлекательного сервиса Facemash задолго до того, как в нем появилась какая-либо технологическая магия. Даже VC.ru – это пример того, как шутка про формирующееся стартап-сообщество основательно затянулась.

Сделать из технологии хорошую игрушку и перейти на стадию 5 совсем не просто – для того же AR это заняло минимум пять лет, пока не появился Pokemon GO. Поэтому одна из целей FunCubator – вместе с командами проектов находить развлекательный подход к новым идеям и технологиям, заворачивать идеи в тот формат, который получит больше всего внимания пользователей. Ну и идти дальше вместе к стадии 9, конечно же.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и оставляйте заявку, если придумали что-то классное.